Большинство посетителей этого великолепного музея современного искусства приходят сюда, чтобы увидеть самую знаменитую картину XX в. — «Гернику» Пабло Пикассо, это потрясающее изображение ужасов войны. Пройдя со мной по четырем этажам музея, вы получите полное представление о развитии испанского искусства и о том, почему именно в Испании появились величайшие художники XX в. — Дали, Пикассо и Миро.

Галерея названа в честь королевы Испании Софии, покровительницы искусств. Музей располагается в восстановленном здании конца XVIII в. Когда-то здесь находился госпиталь Сан-Карлос. Это здание было построено архитектором Сабатини для короля Карлоса III.

Два современных стеклянных лифта были пристроены в 1992 г. при создании Центра искусств. В собрании доминируют картины испанских художников, однако есть и произведения живописцев из других стран. Постоянная экспозиция размещена на втором и четвертом этажах. Первый и третий отведены для временных выставок.

Второй этаж отдан картинам начала XX в. Во время и после гражданской войны многие художники, в том числе Пикассо, Дали, Хуан Грис и Миро, были вынуждены покинуть Испанию. По большей части они осели в Париже, попав в окружение художников из других стран Европы. Картины, написанные под влиянием французских коллег, демонстрируются в зале Парижской школы.

В зале № 2 интересная картина Хозе Гутьерреса Соланы «Беседа в кафе Помбо» (1920). Она поможет нам представить себе мадридское общество начала XX в. На картине изображена свободная беседа интеллектуалов в небольшом кафе. В зале № 7 внимание посетителей привлекают картины каталонского художника Хуана Миро (1893—1983). Миро любил яркие цвета и четкие формы. Его картины часто напоминают сны.

Зал № 10 посвящен творчеству другого эксцентричного каталонца, Сальвадора Дали (1904—1989). Этот знаменитый сюрреалист смело провозгласил себя гением и стал кумиром 60-х. Он родился в городке Фигейрас, в Каталонии. Дали проводил много времени в очаровательном Кадакесе (Коста Брава), где написал свою знаменитую картину «Пейзаж Кадакеса» (1923).

Уже в ранних работах чувствуется дух великого экспериментатора. Дали смело использует символы и странные образы, которые займут главное место в его творчестве в последующие годы. Дали работал в самых разных стилях, примером чему могут служить картина «Великий мастурбатор», написанная после посещения Парижа и встреч с французскими сюрреалистами, и совершенно реалистический портрет «Девушка в окне».

В Центре искусств королевы Софии представлена замечательная коллекция работ кубиста Хуана Гриса (1887—1927). Обращаем особое внимание на картину «Гитара перед морем». Интересно также собрание работ скульптора Хулио Гонсалеса (1876— 1942), друга Пикассо, научившего художника сварке.

Гонсалес родился в Барселоне и, работая сварщиком, научился ковать, резать, паять и гнуть железо. Гонсалес считается одним из отцов-основателей современной скульптуры и пионером использования железа в искусстве. В 20—30-е гг. он работал в Париже вместе с Гаргальо и Пикассо над трехмерными скульптурами в стиле кубизма.

В зале № 12 обращаем внимание на работы режиссера-сюрреалиста Луиса Бунюэля (1900—1983), чей фильм «Андалузский пес» был снят в соавторстве с Сальвадором Дали.

Но больше всего посетителей обычно собирается в зале № 6, где выставлены картины Пикассо. Пабло Пикассо родился в Малаге (Андалусия), но большую часть жизни он провел за пределами Испании. За свою долгую жизнь он перепробовал множество стилей живописи — реализм, кубизм и сюрреализм.

Это один из крупнейших художников XX в. Наибольшее внимание привлекает огромное полотно «Герника». Критики считают, что «Герника» — одно из немногих произведений искусства, где удачно сочетаются художественная ценность и пропагандистские мотивы.

Картина была приобретена испанским правительством на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. Пикассо написал ее под впечатлением бомбардировки баскского городка авиацией Германии, поддерживавшей Франко во время гражданской войны. Это произошло 26 апреля 1937 г.

Кто отдал приказ в рыночный день бомбить не защищенную силами противовоздушной обороны Гернику, сколько гражданских лиц погибло при бомбардировке, до сих пор неизвестно. Но первая в истории ковровая бомбардировка вызвала настоящий шок в обществе, и картина Пикассо передает всю силу этого потрясения.

Пикассо потребовал, чтобы его картина не возвращалась в Испанию до тех пор, пока не падет диктаторский режим Франко. Возвращение «Герники» в страну в 1981 г. послужило своеобразным подтверждением стабильности вновь обретенной демократии. Картину разместили в Касон дель-Буэн-Ретиро, и только в 1992 г. она заняла свое постоянное место в Центре искусств королевы Софии.

Еще одна замечательная картина Пикассо, хранящаяся в музее, — «Женщина в голубом». Это ранняя работа художника, относящаяся к так называемому «голубому» периоду. Пикассо отказался от нее, поскольку она заслужила всего лишь почетное упоминание в национальном конкурсе.

Испанское государство приобрело картину значительно позднее. Множество символов, использованных художником в «Гернике», можно увидеть на его более ранней работе «Минотавромахия», где изображено чудовище из древнегреческих мифов, Минотавр, пожирающее людей.

На верхнем этаже галереи собраны работы испанских художников, созданные после гражданской войны. При Франко испанское искусство подвергалось жесткой цензуре и практически не имело контактов с внешним миром. Художники часто работали совместно, поддерживая друг друга.

К этому периоду относятся черно-белые картины Антонио Сауры, работы Мануэля Мильяреса, Эдуардо Чильида и Антони Тапьеса. Кроме того, здесь представлены более поздние работы Экуипо Кроника и картины художников, работавших с стиле абстракционизма, поп-арта и минимализма.

Первый этаж отдан молодым испанским и зарубежным художникам. Сад используется для проведения выставок скульптуры.

Centro de Arte Reina Sofia
Calle Santa Isabel), 52.
www.museoreinasofia.mcu.es
Метро: Аточа (Atocha)
Открыто: пн, ср—сб 10.00—21.00,
вскр 10.00—14.30. Закрыто: вт.