Мадрид стоит посетить хотя бы для того, чтобы увидеть музей Прадо. Это одна из крупнейших в мире коллекций произведений искусства, а испанская живопись представлена здесь как нигде. В музее так много знаменитых полотен, что вам вряд ли удастся получить полное впечатление о них за одно посещение. Поэтому обычно, экскурсия в музей Прадо в Мадриде предусматривает подробный осмотр 25-30 самых выдающихся шедевров.
Советы для самостоятельного посещения музея Прадо. Лучше всего (если, конечно, у вас есть такая возможность) сосредоточиться на одном разделе или даже на одной картине. Если вы ограничены во времени, то вспомните о том, что главными сокровищами музея Прадо являются картины двух великих испанских художников — Веласкеса и Гойи.
Основное здание музея построено в неоклассическом стиле архитектором Хуаном де Вильянуэвой в 1785 г. для короля Карлоса III. Музей расположен на Пасео де-Прадо (Paseo de Prado). Здесь хранятся картины и скульптуры XII — начала XIX вв. Перед входом в музей установлен памятник Гойе.
Помимо замечателвной коллекции испанской живописи XVI—XVII вв. музей по праву гордится работами итальянских художников, относящимися к эпохе Ренессанса, и в особенности картинами венецианской школы. Хорошо представлено в музее фламандское искусство, а также французские картины XVII—XVIII вв.
Кроме картин в музее собраны великолепные греческие и римские скульптуры, гобелены, медали, мебель и другие произведения искусства.
В другом здании музея, Касон дель-Буэн-Ретиро (Cason del Buen Retiro), расположенном на Калье Фелипе IV (Calle Felipe IV), собраны произведения искусства, относящиеся к XIX— XX вв. К сожалению, в настоящее время этот раздел музея закрыт — там ведутся реставрационнвю работы.
Касон-дель-Буэн-Ретиро — это то немногое, что осталось от дворца дель-Буэн-Ретиро. Примыкающий к зданию парк Эль-Ретиро когда-то был дворцовым садом.
Основа коллекции была заложена испанскими королями задолго до открытия музея. Сегодня в музее хранится 8600 картин, свыше 5000 рисунков, 2000 гравюр, почти 1000 монет и медалей и 700 скульптур. В выставочных залах музея выставлена едва ли седьмая часть коллекции.
Все остальное находится в запасниках. Все произведения искусства, хранящиеся в музее Прадо, были приобретены совершенно официально. Среди них нет реквизированных или взятых в качестве военных трофеев.
На первом этаже демонстрируются фламандские и голландские картины. Наибольший интерес вызывает работа Иеронима Босха «Сад земных наслажнаслаждений» (ок. 1516). В ней художник обличает самый страшный, по его мнению, из всех смертных грехов — похоть. Удивительная и необычная картина состоит из трех панелей, подобно триптиху.
На левой панели изображен счастливый сад Эдема, где бродят мифологические животные (например единорог). Бог в облике Христа дарует Адаму Еву. Средняя панель посвящена похоти во всех ее видах. Огромные звери символизируют сексуальные стремления, гигантские плоды — радости плоти.
Для средневекового человека похоть была основной причиной изгнания первых людей из рая. На правой панели изображаются последствия похоти: адские мучения и вечное проклятие. Подобные птицам существа пожирают людей и, переварив, исторгают их из своих тел.
На первом этаже демонстрируются также картины Рубенса. Здесь можно увидеть и картину Фра Анжелико «Благовещение» (ок. 1430). Архангел Гавриил сообщает Деве Марии о том, что ей суждено стать Матерью Христа.
Классические здания, на фоне которых изображены фигуры, являются одной из особенностей живописи эпохи Ренессанса. Большую часть второго этажа занимают произведения испанских художников.
Особую ценность представляет собрание картин XVII в. — Золотого века испанского искусства. Обратите внимание на картины Хусепе де Риберы, Франсиско Рибальты и Сурбарана. Но, разумеется, самый большой интерес вызывают картины Веласкеса.
Здесь же можно увидеть картины художника, чье творчество тесно связано с Испанией, — Эль Греко. Впрочем, наилучшим образом с творчеством Эль Греко можно познакомиться в Толедо.
Экскурсия в музей Прадо в Мадриде — Тициан
Начало коллекции музея Прадо было положено во времена правления короля Карла I. Он хотел, чтобы величие его царствования было отражено в искусстве. Лучшим художником той эпохи считался венецианец Тициан (1490—1576). Осмотр залов с его картинами — лучший способ начать знакомство с музеем.
Сюжеты картин Тициана, хранящихся в Прадо, в основном мифологические или религиозные. На картине «Карл V в Мюльберге» мы видим, как император в золотых доспехах, с копьем в руке сражается с протестантскими повстанцами. На короле золотвк доспехи, в правой руке он держит копье. Карл V выглядит утомленным, но исполненным боевого духа.
Рядом находится портрет сына Карла V, Филиппа II, создателя Непобедимой Армады.
Коллекция Веласкеса
В Прадо собраны почти все значительные работы великого испанского художника Диего де Веласкеса. В 1623 г. он написал портрет короля Филиппа IV. Портрет был с благосклонностью принят, и Веласкес стал придворным художником.
После двух лет, проведенных в Италии, он представил двору свою новую картину «Взятие Бреды», а также ряд других холстов. В 30-е гг. XVII в. Веласкес пишет портреты членов королевской семьи, а также замечательные, проникнутые симпатией и уважением портреты придворных карликов.
Величайшей картиной Веласкеса считаются «Менины» (1656). На картине изображены инфанта Маргарита и ее придворные. Фрейлин, присматривавших за королевскими детьми, называли менинами (Las meninas), отсюда и название картины.
Покровителя художника, короля Филиппа IV, мы видим отраженным в зеркале на заднем плане. Веласкес изобразил на картине и самого себя в процессе рисования. Его кисть занесена над палитрой. Пабло Пикассо написал 44 картины, вдохновленные «Менинами».
В книге «Душа Испании» Хэвлок Эллис пишет об этой картине так: «…это не картина, написанная с помощью блестящего и осознанного использования красок, а видение, которое загадочным образом сохранилось и существует в собственной атмосфере перед изумленными зрителями. Если под чудом мы подразумеваем событие, значение которого несопоставимо с простотой его причины, то можно сказать, что из всех великих картин мира эту с наибольшим правом можно назвать волшебной».
Экскурсия в музей Прадо в Мадриде — коллекция Гойи
Еще одним художником, картинами которого гордится музей Прадо, стал Франсиско де Гойя. Подобно Веласкесу, он был придворньш живописцем, но только до сорока трех лет.
Работы великого предшественника оказали сильное влияние на творчество Гойи. Он тщательно изучал свободный мазок Веласкеса и пытался его копировать.
Самыми знаменитыми картинами Гойи, несомненно, являются «Маха обнаженная» и «Маха одетая». Они размещены в одном зале, что позволяет их сравнить. Считается, что они были написаны для Годоя, премьер-министра при короле Карлосе IV.
Главная тайна этих картин заключается в имени натурщицы. Долгое время полагали, что позировала Гойе герцогиня Альба, любовница художника. Однако сегодня ученые считают, что Гойя изобразил натурщицу, имя которой не сохранилось.
Живопись Гойи отличается двумя качествами — невероятной выразительностью и гуманизмом. Гуманизм художника особенно ярко проявился в великой картине «Третье мая 1808» также выставленной в музее Прадо. Написанная в 1814 г.. эта картина изображает расстрел испанцев французскими солдатами во время наполеоновской оккупации.
Человек, изображенный в центре, поднял руки — его поза напоминает о распятии Христа. Позднее этот жест повторил Пикассо в «Гернике» (эту картину можно увидеть в Центре искусств королевы Софии). Рядом с центральной фигурой мы видим труп еще одной жертвы, тоже с раскинутыми руками.
Французские солдаты изображены как машины убийства, не имеющие личностных характеристик. Казни происходили на Монтанья дель-Принсипе-Пио (Montaña del Príncipe Pío), неподалеку от Королевского дворца.
Картина Гойи показывает бесчеловечность войны и героизм тех, кто восстает против угнетения. Позже Гойя вернется к этой теме в цикле гравюр «Ужасы войны».
Экскурсия в музей Прадо в Мадриде — Эль Греко
Творчество критского художника Доменикоса Теотокопулоса также хорошо представлено в музее Прадо. Он писал в основном многочисленные портреты испанских дворян, а также религиозные картины. Одну из лучших картин Эль Греко «Дворянин, положивший руку на грудь» можно увидеть в экспозиции музея.
Кроме того, здесь хранится много религиозных картин, очутившихся в Прадо после того, как в XIX в. правительство закрыло монастыри. Картины Эль Греко можно увидеть в самых разных местах, порой совершенно неожиданных.
Одна из них была обнаружена в XIX в. в маленькой церкви Сан-Гинес (Iglesia de San Gilíes) в Мадриде, а другая — уже в XX в. среди украденных и потерянных вещей в полицейском участке Бетнел Грин в Лондоне.
museoprado.es