Кармен Сервера, вдова барона Тиссена, сыграла важнейшую роль в передаче уникальной коллекции Тиссен-Борнемиса Испании. Она повлияла на решение супруга относительно судьбы коллекции, а также присоединила к ней собственное собрание произведений испанского искусства XIX в., приобретенных в разных странах мира. Благодаря такому решению стала возможной наша экскурсия в Музей Тиссена-Борнемисы.
История коллекции
Кармен Сервера справедливо считает: «Картины создаются для того, чтобы их могли видеть все». Сегодня, когда прах барона обрел вечный покой в фамильной усыпальниие средневекового замка Ландсберг в Германии, Кармен Сервера проектирует специальное здание для размещения собственной коллекции.
Промышленник и коллекционер, барон Генрих Тиссен-Борнемис начал собирать произведения искусства в 20-е гг. XX в. Консультируясь у экспертов и историков, он приобретал картины старых мастеров в Германии, Голландии, Италии, Испании и Франции. В 1932 г. барон приобрел виллу Фаворита, расположенную на берегу озера Лугано в Швейцарии, где и выставил свои сокровища.
Сын барона, Ганс-Генрих, умерший в апреле 2002 г., унаследовал наиболее значимую часть коллекции и значительно дополнил ее. Он приобретал картины современных американских художников, импрессионистов, экспрессионистов и кубистов.
В коллекции барона нашли отражение все ведущие тенденции искусства XX в. Коллекция демонстрировалась по всему миру. Жена барона, испанка Кармен Сервера, предложила перевезти коллекцию в Испанию и устроить там постоянную экспозицию. В 1993 г. коллекция, состоявшая из 775 картин, была передана испанскому правительству.
Ряд картин демонстрируется в монастыре Педраблес (Monestir de Pedrables) в Барселоне. Основная же часть разместилась во дворце Вильяэрмоса (Polacio de Villahermosa), который в Мадриде теперь называют просто «Ла-Тиссен» (La Thyssen).
Часто говорят, что коллекция Тиссен-Борнемиса идеально дополняет давнее и гораздо более значительное собрание музея Прадо. Например, в Прадо нет голландских картин XVII в. Прадо порой подавляет зрителя обилием картин одного и того же художника, коллекция же Тиссена гораздо более избирательна, что позволяет проследить процесс развития живописи.
Экскурсия в Музей Тиссена-Борнемисы — основные шедевры
Идея музея заключается в том, чтобы посетитель мог получить полное представление о развитии европейского искусства. Картины расположены в строго хронологическом порядке; посетители движутся с верхнего этажа вниз и по дворику, одновременно переходя от эпохи к эпохе.
На третьем этаже (залы № 1—21) обращает на себя внимание панель «Христос и самаритянка» Куччио де-Буонисеньи, написанная около 1310 г. Она являлась частью алтаря собора в городе Сиена. Дальше зритель переходит в залы готического искусства, а затем — в залы, посвященные искусству XVII в.
В коллекции представлены картины великих мастеров Ренессанса. В боковых залах разместились работы фламандских, немецких, испанских и французских живописцев.
В зале № 3 особого внимания заслуживают диптих «Благовещение» Яна Ван Эйка (1435-1441) и «Мадонна у сухого древа» Петруса Кристуса, датируемая примерно 1450 г. Эта миниатюра написана на небольшой дощечке. Буква «а» на ветвях дерева означает «Ave Maria».
В зале № 5, посвященном портретам раннего Возрождения, можно увидеть «Портрет дородного мужчины» Роберта Кампина (ок. 1425). Интересно сравнить две картины, на которых изображены люди, хорошо знакомые друг с другом при жизни. Речь идет о знаменитом портрете Генриха VIII работы Ганса Гольбейна-младшего (ок. 1534—1536) и «Портрете инфанты» Хуана де Фланде (ок. 1496).
Изображенная на нем девушка стала первой женой английского короля (впоследствии Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской). Если Генрих — воплощенное высокомерие, то испанка выглядит нежной и хрупкой.
В зале № 6 обратите внимание на картину Франсиско де Сурбарана «Святая Касильда» (ок. 1630).
В зале № 7 собраны итальянские картины эпохи Ренессанса. Картина Витторе Карпаччо «Молодой рыцарь» (1510) исполнена символизма. Ее техника настолько идеальна, что ранее ее ошибочно приписывали Дюреру. Подлинной жемчужиной коллекции можно считать «Портрет молодого человека» Рафаэля (ок. 1515).
В зале № 8 обращает на себя внимание картина Дюрера «Иисус среди докторов церкви» (1506). В зале № 11 не пропустите картину Тициана «Святой Иероним в пустыне». Она была написана в 1575 г. незадолго до смерти художника, а умер Тициан в возрасте почти 90 лет. В том же зале размещены картины Тинторетто и Эль Греко.
Знаменитая картина Рубенса «Туалет Венеры» (ок. 1629) находится в зале № 19. На этой картине запечатлен идеал красоты в представлении прославленного голландского живописца. Она демонстрирует безупречное владение колоритом и пластикой. Картины Караваджо представлены в зале № 12.
Второй этаж (залы № 22—40) охватывает период с XVII в. и до наших дней. Здесь стоит обратить внимание на картину венецианского живописца Джованни Батиста Пьяцетта (1683—1754) «Портрет Джулии Лама» (ок. 1723). Эта картина написана в свободной импрессионистической манере. Для создания светотеневой моделировки использованы очень мягкие и нежные тона. Особенно гордится музей коллекцией немецких экспрессионистов. В зале № 31 находятся три картины Гойи.
На втором этаже представлены и такие направления живописи, как реализм, импрессионизм и постимпрессионизм, а также североамериканская живопись XIX в. Картины Моне, Дега («Склонившаяся танцовщица», 1877— 1879), Сислея, Ренуара и других импрессионистов собраны в залах № 32 и 33.
Там же можно увидеть картины Ван Гога. Экскурсия в Музей Тиссена-Борнемисы включает осмотр мало известной картины Клода Моне «Оттепель в Ветейле» (1881), написанной сразу после смерти жены художника.
Первый этаж (залы № 41—48) посвящен искусству XX в. от кубизма и авангарда до поп-арта. Особое внимание обращает на себя «Арлекин у зеркала» Пикассо (1923). Многие исследователи считают, что на этой картине художник изобразил самого себя. Это типичный образец классического периода творчества Пикассо. Образ Арлекина часто встречается на его полотнах.
Интересны также «Портрет барона Тиссен-Борнемиса» Люсьена Фрейда (1982), «Гостиничный номер» Эдварда Хоппера (1931), а также работы Кандинского, Гроша, Мондриана и Ротко.
museothyssen.org