Королевский дворец в Аранхуэсе

Королевский дворец в Аранхуэсе (Palacio Real de Aranjuez) является бывшей испанской королевской резиденцией. Расположен в 50 км к югу от Мадрида. Экскурсия в Аранхуэс предусматривает подробный его осмотр.

Королевский дворец в Аранхуэсе
Королевский дворец в Аранхуэсе

В первые на этом месте дворец был построен именно в то время, когда Филипп II перенес столицу из Толедо в Мадрид. Вообще проблему своего проживания он решал комплексно и с размахом.

В Аранхуэсе он разместил одну из четырёх сезонных правительственных резиденций — весеннюю. Трудно догадаться, что были задуманы и построены при нем ещё три. После Аранхуэса он последовательно переезжал в Раскафрию, Эль-Эскориал и только зиму проводил в Мадриде.

В Аранхуэсе было подписано несколько международных договоров. Несколько членов королевской семьи умерли здесь, в том числе:

1568 — королева Елизавета Валуа, супруга Филиппа II.
1758 — Барбара Португальская, королева, супруга Фердинанда VI.
1766 — Элизабет Фарнезе, вдова Филиппа V
1806 — Мария Антония Неаполитанская, первая жена Фердинанда VII.
1818 — Мария Изабель Португальская, вторая жена Фердинанда VII.
1828 — Мария Хосефа Амалия Саксонская, третья жена Фердинанда VII.

В 1931 году, во времена Второй Испанской республики, комплекс Аранхуэса был объявлен историческим памятником искусства и открыт для публики. Королевский дворец в Аранхуэсе, сады и связанные с ними здания являются частью культурного ландшафта, который был объявлен объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 2001 году.

Он открыт для публики как один из нескольких испанских королевских объектов в Мадридском сообществе. Управление возложено на испанскую государственную компанию Национальное Наследие (Patrimonio Nacional). 

История

Эти места давно уже привлекали переселенцев своим умеренным климатом, зелёным и разнообразным ландшафтом и отличными возможностями для охоты. Поэтому он XII веке рыцари ордена Сантьяго создали здесь эксклюзивный охотничий заповедник на берегу реки Тахо, недалеко от ее слияния с рекой Харама.

В 1523 году Карлос I выкупил эти землю представителей ордена. Теперь уже место было обозначено как Real Bosque y Casa de Aranjuez (Королевский лес и дом Аранхуэса). Назначение — развлекать своих гостей во время весеннего охотничьего сезона. В 1551 году он основал ботанический сад для каталогизации новых видов растений, привезенных из Америки.

Филипп II, узнав о плодородных лугах Аранхуэса, в 1561 году дал указание передать часть земель к северу от реки Тахо под сельское хозяйство. На соседнем участке к югу от реки король начал строительство первого дворца на том же месте, что и существующее здание. 

Хуана Баутиста де Толедо был назначен главным архитектором, а после его смерти Хуан де Эррера продолжил строительство. Любопытно, что эти же архитекторы спроектировали здание Королевского монастыря Сан-Лоренцо .

После смерти Филиппа в 1598 году работы все еще продолжались: были достроены на момент смерти только королевские апартаменты, часовня, южная башня и часть западного фасада. Экономический и политический кризис привели к тому, что проект был надолго заброшен.

В 1700 году первый король династии Бурбонов Филипп V решил возобновить работы, намереваясь сделать Аранхуэс соперником великого Версальского дворца. Впоследствии этот внушительный стиль будет применен к Королевскому дворцу Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо . Филипп V добавил новую северную башню, завершил западный фасад и определил структуру, которая формирует нынешний дворец.

Королевский дворец в Аранхуэсе в его нынешнем виде проектируют итальянец Франческо Сабатини. Он пристроил два западных крыла, которые отходят от главного здания, создавая таким образом внутренний двор.

Внутреннее убранство было обогащено в XVIII-XIX веках картинами известных художников. В холлах размещена ​​мебель из ценных пород дерева и несколько коллекций гобеленов, часов, светильников и скульптур. Уникальное произведение искусства украшают покои Королевского дворца.

Парная площадь (Plaza de Parejas)

К югу от дворца находится большая открытая площадь, известная как Пласа-де-лас-Парехас. Связано это с конными мероприятиями, которые здесь раньше проводились. Знать соревновалась или шествовала парами, отсюда название. С востока к ней примыкает двухэтажное здание в стиле ренессанс. Оно было вспомогательной постройкой дворца (Casa de Caballeros y Oficios). Теперь здесь местные суды и налоговые органы.

Дворец в этом месте состоит из двух этажей. Первый этаж освещен окнами, увенчанными полукруглыми арками. А верхний этаж выходит на балконы с железными перилами.

Главный фасад

Третий уровень дворца увенчан фронтоном с гербом Фердинанда VI. По бокам выгравированы две надписи. Слева написано «Philippus II / Institvit / Philippus V / provexit» (инициированный Филиппом II и продолженный Филиппом V). Правый гласит: «Ferdinandu / VI Pius Felix / Consummavit / An MDCCLII» (завершено в 1752 году верным и набожным Фердинандом VI).

Королевский дворец в Аранхуэсе
Главный фасад

Верхней части три скульптуры работы Педро Мартиненго представляют нам Филиппа II, Филиппа V и Фердинанда VI.

Интерьер

Внутри поднимаемся по большой центральной лестнице, созданной Джакомо Бонавией по указанию Фердинанда VI . Балюстрада из черного железа с золотой отделкой в стиле рококо. С потолка свисает большая люстра в стиле ампир из позолоченной бронзы и хрусталя из Ла Гранха.

Королевский дворец в Аранхуэсе
Парадная лестница

На верхнем уровне в нишах находятся три мраморных бюста, представляющих Людовика XIV из Франции, его жену Марию Терезию из Испании и их сына Людовика, Великого Дофина. Эти бюсты были изготовлены в 1683 году французским скульптором Антуаном Койсевоксом. Присутствие этих трех французских персонажей во дворце объясняется связями испанской королевской семьи Бурбонов с французской монархией.

Людовик Великий Дофин — это единственный выживший законный ребёнок Людовика XIV от Марии-Терезии Испанской. Поэтому он представлен здесь как отец Филиппа V. И тут же находятся бабушка и дедушка Филиппа V — Людовик XIV и Мария Терезия Испанская.

Почти во всех залах имеются часы всевозможных размеров и характеристик, поскольку король Карлос IV был коллекционером часов.

Зал Стражей королевы (Salón de Guardias de la Reina)

Салон украшают три фрески из жизни царя Соломона, написанные итальянцем Лукой Джордано. Мебель из оливкового дерева времен короля Карла IV, а часы из коллекции Карла IV.

Салон королевы Изабеллы II (комната королевы Изабеллы II)

Этот салон украшен мифологическими сценами, написанными Лукой Джордано: Юпитер и Леда, Эол (бог ветра) и Триптолем (тройственный воин). Мебель в стиле ампир.

Музыкальный вестибюль (Antecámara de Música)

Широко известный как Salón del tranvía или салон-трамвай. Это пространство использовалось для приема важных персон. Его украшают библейские сцены итальянской школы XVII века и религиозные картины Франческо Солимены.

Музыкальный зал королевы (Sala de Música de la Reina)

Изготовленное в Англии пианино из оливкового дерева было подарком императрицы Евгении де Монтихо королеве Изабелле II. Остальная мебель — красное дерево в стиле ампир. Подвешенный к потолку бронзовый светильник в неоготическом стиле относится к XIX веку.

Королевский дворец в Аранхуэсе
Музыкальный зал королевы

Бильярдная (Salón de Billar)

Прихожая королевы (Anteoratorio de la Reina)

Этот номер украшен мозаикой из тессеры, изготовленной в мастерской Ватикана. Это был подарок Папы Льва XIII королю Альфонсо XII по случаю его свадьбы с Марией Кристиной Австрийской.

Молельня королевы

Окна выходят в центральный двор. Перестроена во времена короля Карла IV по проекту Хуана де Вильянуэва. Фрески были выполнены около 1791 года Франсиско Байеу-и-Субиасом, зятем Франсиско де Гойи.

Представленные сюжеты: Поклонение волхвов, Поклонение пастырей, Бегство в Египет и Святая Елизавета с Девой Марией. Св. Матфей и св. Лука находятся рядом с алтарем. В центре свода изображен Бог-Отец с небесным сонмом ангелов. На вершине купола летит голубь Святого Духа.

Полотно с изображением Непорочной Марии, занимающее центральное пространство, принадлежит Мариано Сальвадору Маэлле.

Salón del Trono (Тронный зал)

Свод украшен фресками в помпейском стиле, которые приписывают Висенте Камарону в 1851 году и представляют монархию. Королевскую корону поддерживают фигуры Венеры и Индустрии. Справа стоит Искусство, а слева Изобилие и Благоразумие. По периметру зала — лепная основа, имитирующая мрамор с зелеными серпантинными тонами. 

Тронный зал
Тронный зал

В этом зале короли совершали официальные приемы. Стены обиты красным бархатом. Мебель в основном относится к периоду Изабеллы II. За исключением декоративных французских королевских тронов в стиле Людовика XVI, которые использовались Альфонсо XII и его женой.

Кабинет королевы

Эта комната использовалась Изабеллой II как спальня. Но впоследствии она решила разместить здесь рабочий кабинет. Разнообразные картины украшают стену, в том числе «Вазы» Яна Брейгеля Младшего. Пейзаж Мартинеса дель Мазо, две небольшие картины с видом на классические здания, написанные Франсиско Галли Бибиена и три вазы Арельяно — вот лишь некоторые из самых интересных. 

Свод украшен фресками Мариано Сальвадора Маэльи в помпейском стиле со сценами из Страстей Христовых. Рядом с этим залом находится небольшая часовня или частная часовня с изображением Богородицы кисти Луки Джордано. Мебель эпохи Карлоса IV, изготовленная в Королевских мастерских.

Фарфоровый зал (Gabinete de Porcelana)

Эта комната была создана по заказу Карлоса III. Это работа Королевского фарфорового завода Буэн-Ретиро в Мадриде. Зал средних размеров, его стены и потолки полностью выложены панелями из белого фарфора и рельефами с декором в стиле рококо с мотивами шинуазри (гирлянды из цветов, фруктов, обезьян, ваз, мандаринов, попугаев, самураев, птиц и драконов).

Королевский дворец в Аранхуэсе
Фарфоровый зал

Керамические плитки крепятся к деревянным стенам саморезами. Они были изготовлены между 1760 и 1765 годами Джузеппе Гриччи. Пол мраморный. Восемь больших зеркал на стенах умножают эффект декора.

Перемежающиеся вышеописанным декором человеческие группы в повседневных сценах. В центре потолка лампа в форме ладони, а китаец с веером и обезьяной на плечах поднимается по хоботу. Назначение этого зала — игровая комната и детская.

Спальня королевы (Dormitorio de la Reina)

Купол украшен темперными фресками Сакариаса Гонсалеса Веласкеса с аллегориями науки, добродетели, искусства, закона и монархии. Центральным элементом является кровать в стиле Изабеллы II, подаренная Барселоной королеве Изабелле II во время ее брака с Франциском Асисси Бурбонским. Консоли работы мастерской французского краснодеревщика Домье.

Будуар королевы

Стены этой комнаты покрыты шелковыми шторами валенсийских фабрик. Будуар выполнен из ценных пород дерева. Кресла инкрустированным перламутром и золотом. Свод расписан Висенте Камароном изображениями времен года.

Бальный зал (Salón de Baile)

Служит разделительным залом между личными комнатами Короля и Королевы. Мебель выполнена в стиле Изабеллы II конца XIX века, но не имеет отношения к оригинальной мебели, уничтоженной в результате пожара в конце XIX века.

Банкетный зал (Comedor de gala)

Изначально, во время правления Фердинанда VI, здесь было некoe подобие дискуссионного клуба. Карлос III использовал его в качестве банкетного зала для торжественных случаев.

В зале сводчатый потолок, расписанный около 1750 года Якопо Амигони со сложной морализаторской символикой. Фигура отца Времени окружена женщинами, которые пытаются подрезать ему крылья, чтобы время не улетело прочь. Истина изображается как Матрона ангелов, в то время как Мудрость отдает ей дань уважения. 

Монархия изображается ее положительными качествами и добродетелями (Справедливость, Религия, Щедрость, Ангел Мира с оливковой ветвью, Вера и Милосердие как женщина, защищающая детей). Есть серия гризайлей, представляющих те части мира, которых располагались владения испанской монархии. 

Иногда это пространство также использовалось как бальный зал. Лепнина Карлоса Антонио Бернаскони изображает военную атрибутику, ноты и музыкальные инструменты.

Спальня короля (Dormitorio del Rey)

Кровать из красного дерева в стиле ампир с бронзовым декорациями. Фрески работы Якопо Амигони и Бартоломе Руска представляют аллегории мира, справедливости и изобилия. На кровати — картина Антона Рафаэля Менгса 1761 года с изображением Распятия Иисуса Христа.

Салон зеркал (Salón de espejos)

Название связано с тем, что его стены полностью украшены зеркалами фабрики La Granja de San Ildefonso. Зал использовался как гардеробная для короля Карлоса IV. Потолок расписан фресками в помпейском стиле, выполненными Хуаном де Мата Дуке около 1803 года.

Арабский зал (Salón Árabe)

Этот зал был построен для королевы Изабеллы II между 1847 и 1851 годами и украшен мавританским фэнтези (нео-Насрид). Все это очень похоже на зал Двух Сестёр (Sala de Dos Hermanas) в Альгамбре в Гранаде.

Арабский зал
Арабский зал

Мебель состоит из фарфорового центрального стола и лампы из бронзы и хрусталя. Использовался как комната для курения в основном для мужчин. Отделка стен выполнена яркой штукатуркой.

Кабинет короля

Этот свод с фресками в помпейском стиле был выполнен Хуаном де Мата Дуке и содержит аллегории свободных искусств. Оливковый стол, украшенный бронзой и мрамором. Мебель в стиле ампир выполнена французскими краснодеревщиками.

Китайская комната (Sala China)

Здесь находится коллекция из двухсот трех небольших картин, которые император Китая подарил королеве Изабелле II. Они выполнены тушью на рисовой бумаге и изображают сцены вечеринок, театра, животных и т. д. Своды были расписаны фресками Сакариаса Гонсалеса Веласкеса и представляет мифологические сцены. На потолке глобусный светильник с мотивами шинуазри.

Королевская караульная (Sala de guardias del Rey)

Этот зал — один из самых старых. Он построен во времена Филиппа II. В нем шесть больших картин Луки Джордано, три на библейские темы: смерть Авессалома, Давид и строительство храма Соломона, а также три других на военные темы. Стулья XVIII века выполнены из красного дерева.

Фотогалерея

Ниже Королевский дворец в Аранхуэсе представлен на моих фотографиях. Их последовательность в точности соответствует маршруту нашей экскурсии по дворцу. Начиная от площади перед главным фасадом и заканчивая Королевской базиликой.

Главный фасад и парадная лестница

Королевский дворец в Аранхуэсе — залы и покои

Королевский дворец в Аранхуэсе — базилика

Музей Королевской одежды и аксессуаров


Официальный сайт дворца в Аранхуэсе
Гиды в Мадриде на русском языке

Don`t copy text!